29 Август 2022
Тренды военного времени: Рынок бытовой техники и электроники сегодня является стабильным, а спрос – прогнозируемым
Вячеслав Склонный, коммерческий директор сети Фокстрот, в своей колонке очертил основные тренды рынка бытовой техники и электроники в текущей ситуации
Сегодня игроки рынка ПТИЭ находятся в «Глазе бури». Шаг в любую сторону означает моментальное попадание в зону чрезвычайной опасности, и все, что останется – смотреть в маленькую щель чистого неба и надеяться, что собственной скорости хватит шагать вместе за бурей.
1. Дефицита не будет. И это хорошая новость. Абсолютное большинство участников рынка восстановило логистические цепи. Полки магазинов наполняются ассортиментом. Однако ожидать разнообразия на уровне довоенного не стоит – ассортимент снизился на 30-50% от категории к категории. К примеру, в каждой категории крупной бытовой техники сформирована матрица минимум из 15-20 товаров. И этот минимум магазины уже снабжают. В смартфонах сейчас минимальная матрица – около 50 моделей без учета цвета и размера памяти. С их учетом – более 100.
2. Эксклюзивные модели придется ждать. Если клиент желает приобрести технику из эксклюзивной линейки, он должен понимать, что нужно будет ждать и ждать долго, поскольку товар следует преимущественно из стран Европы. А там, в отличие от Украины, ритейлеры не держат на складах гигантский ассортимент, чтобы при первой необходимости за 1-2 дня доставить клиенту покупку. Срок доставки обычных моделей составляет от 2 до 6 недель, что для потребителя в Украине даже во время войны неприемлемо. К этому мы добавляем срок поставки в Украину (2-3 недели) и получаем срок – от одного до трех месяцев ожидания вожделенного девайса.
3. Магазинов станет меньше. По ожиданиям рынка количество магазинов (без учета оккупированных территорий и территорий на которых ведутся боевые действия) сократится. По разным оценкам, мы ожидаем сокращения от 20% до 40% магазинов сетей всех участников рынка. Но с другой стороны, в каждом, даже маленьком городке, будет магазин бытовой техники. В данном вопросе речь идет об оптимизации сети и рентабельности того или иного магазина. Количество магазинов будет уменьшаться, ассортимент сократится, но можно будет заказать со склада или другого магазина и максимум через 3-4 дня товар будет доставлен прямо на дом клиенту.
4. Цены вырастут. За последние 6 месяцев цены повышались не менее 3-х раз. Среднее подорожание составляет от 15 до 20%, и это очень немного. Сети и поставщики делают все возможное и невозможное, чтобы минимально поднимать цены, и на рынке не произошла «шоковая остановка спроса».
Причины, обусловливающие рост цен:
- 95% техники – импортного происхождения, цена которой напрямую зависит от курса валюты. Рост валюты к 23 февраля 2022 года составляет 33%. То есть все закупки в гривне выросли на 33%.
- логистика. Она значительно дорожала и до войны. К примеру, стоимость фрахта морем (наиболее дешевый способ) за 2020-2021 годы выросла в 4 раза. Некоторые перевозчики анонсировали цены в 12-14 тысяч долларов за контейнер. Во время войны в эту сумму добавляем еще стоимость перевозки из Европы в Украину, которая также выросла в 4 раза. В итоге стоимость перевозки из Китая может составить больше стоимости самих товаров. В целом, на сегодняшний день логистика прибавляет к стоимости товаров еще около 5%.
- мировой тренд удорожания бытовой техники. Стоимость чипов выросла за 2 года в 12 раз, металла – в 2,5 раза, полимеров – на +50%, энергоносителей – на +50%. Поставщики уже анонсировали дальнейший рост цен в валюте от 5 до 10%.
5. Продажи продолжаются. Все игроки рынка прогнозируют, что продажи бытовой техники и электроники будут продолжаться. Трудно представить себе семью в Украине, которая при серьезной неисправности останется без холодильника или будет стирает вручную. Остаться в такие времена без смартфона просто небезопасно. В смартфоне сейчас половина нашей жизни: приложение «Тревога», перечень с работающими заправками, на которых есть топливо, документы, новости и многое другое.
Но безусловно, что для многих семей покупка бытовой техники из повседневной жизни перейдет в покупку, которую нужно планировать и на которую нужно собирать средства длительное время. От многих товаров клиенты откажутся или перенесут ее ближе к победе Украины. Это прежде всего телевизоры (потому что ноутбук или планшет для работы и обучения важнее), работы-пылесосы (потому что можно убрать и обычным, более дешевым), кофемашины (потому что кофе, сваренный в турке, тоже очень вкусный).
Следовательно, рынок бытовой техники и электроники на сегодняшний день является стабильным, спрос – прогнозируемым, позиция ритейлеров – все будет Украина.